Содержание
- План запуска ресторана
- Бизнес-план ресторана по пунктам
- Юридическое оформление ресторана
- Что такое структура ресторана
- Что такое схема ресторана
- Дизайн и меню
- Финансовый план. Сколько стоит открыть ресторан
- Рентабельность ресторана
- Маркетинговый план ресторана
- Заключение
Рестораны сегодня — это не только разновидность общественного питания, но и способ проведения досуга. Такой бизнес требует больших стартовых вложений и нескольких лет упорного труда, чтобы ваши инвестиции окупились.
Перед открытием ресторана важно прописать грамотный бизнес-план. Проект должен содержать производственную и финансовую часть, расчеты окупаемости предприятия, маркетинговую стратегию. Написание бизнес-плана позволяет заранее оценить перспективы проекта и при необходимости — привлечь инвесторов. Разберем, как это сделать.
Читайте также: пошаговый план, как открыть кафе.
План запуска ресторана
План ресторана включает следующие этапы:
- Оценка рынка и конкурентов.
- Создание бизнес-плана ресторана.
- Регистрация деятельности.
- Поиск помещения в аренду.
- Ремонт и декорирование помещения.
- Приобретение оборудования и инвентаря.
- Составление меню.
- Определение ценового уровня, подходящего для целевой аудитории ресторана.
- Набор и обучение персонала.
- Проведение маркетинговой кампании.
- Заключение договоров с поставщиками и обслуживающими компаниями (охрана, коммунальные услуги).
Для составления развернутого бизнес-плана потребуется специалист, который разбирается в ресторанном бизнесе и учтет все предпочтения и возможности заказчика. Шаблонные бизнес-планы могут показать лишь общую картину, а владельцу нужно учесть все нюансы.
Бизнес-план ресторана по пунктам
Бизнес-план ресторана включает:
- Резюме проекта. Анализ целевой аудитории, рынка, конкурентов. Описание основных характеристик вашего ресторана (расположение, кухня, меню, на кого ориентирован ресторан).
- Организационно — производственный план. Включает все производственные моменты — от поиска и ремонта помещения, закупки оборудования до проработки мельчайших деталей интерьера и найма персонала.
- Финансовый план. Включает анализ расходов и предполагаемых доходов, расчет рентабельности и других финансовых показателей.
- Маркетинговый план. Включает описание рекламной кампании и способов привлечения клиентов.
- Анализ рисков. На этапе открытия важно проанализировать, что может пойти не так, и постараться свести риски к минимуму.
Читайте также, как заработать на выездном ресторанном обслуживании.
Юридическое оформление ресторана
Для начала следует определиться с выбором: частный предприниматель или юридическое лицо. У каждой из этих правовых форм есть свои плюсы и минусы. Регистрация ИП стоит дешевле, и процесс оформления происходит гораздо быстрее и проще. Но ИП не может продавать спиртные напитки, кроме слабоалкогольных. Для продажи крепких алкогольных напитков необходимо оформиться как ООО и получить лицензию.
Система налогообложения | Форма регистрации | Характеристика |
Патентная система налогообложения (ПСН) | ИП | Предприниматель получает патент на налоговую ставку в размере 6% от налога. Срок патента от 1 до 12 месяцев. ПСН подходит для сезонного или временного бизнеса. На патент есть ограничения:
|
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) | ИП, ООО | ЕВН зависит не от дохода, а от площади, количества персонала, транспорта. Ставка налога составляет 15%.
Требования:
|
Упрощенная система налогообложения (УСН) | ИП, ООО | При УСН нужно отслеживать не только доходы, но и расходы предприятия.
Общие требования:
|
УСН «с доходов» | Налоговая ставка 6% от всей выручки. Стоит применять, если объем расходов меньше 60%. | |
УСН «доходы минус расходы» | Налоговая ставка от 5 до 15% с чистой прибыли – выгодно, если доля расходов составляет 70%. |
С 2019 года для ресторанов и кафе применяется другие коды ОКВЭД:
- код ОКВЭД 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков»;
- код ОКВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания»;
- код ОКВЭД 56.2 «Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания»;
- код ОКВЭД 56.30 «Подача напитков».
У каждой группы есть более конкретные коды, которые подойдут именно вашему ресторану.
В перечень обязательных документов входят договора:
- на аренду;
- по найму сотрудников;
- на вывоз мусора;
- на дератизацию и дезинсекцию;
- на охрану.
Также необходимо получить заключение от МЧС и СЭС. Общая стоимость заключений может достигать 100 тыс.рублей.
Что такое структура ресторана
Кроме бизнес-плана, вам понадобиться проработать структуру и схему ресторана. Структура ресторана включает группы работников одного направления, которые являются звеньями одной цепи. Например, за приготовление пищи отвечает шеф-повар и все его помощники. Если одна группа плохо выполняет свою работу, то рушится вся организация ресторана.
Пример организационной структуры ресторана «Римские каникулы»
Что такое схема ресторана
Схема ресторана представляет собой чертеж с планом расстановки оборудования и коммуникаций. Важно продумать планировку и оснащение производственных помещений. На этой стадии важно не упустить любую мелочь. Желательно, чтобы компания занимающаяся созданием проекта, также следила за его выполнением.
Дизайн и меню
Дизайн ресторана – это важная составляющая всего заведения. У посетителей ресторана остаются воспоминания не только о кухне и обслуживании, но и об оформлении заведения.
При создании дизайн-проекта дизайнер принимает во внимание:
- Месторасположение. Важно, в каком месте будет расположен ресторан. Будет это ТЦ, бизнес-центре или спальный район.
- Габариты помещения. Главной целью при планировке является создание максимального количества сидячих мест. При этом значимым фактором будет наличие удобной туалетной комнаты, гардеробной и проходов.
- Кухня. Привязка ресторана к определенной национальной кухне потребует основательного изучения истории, обычаев и специфики питания. Интерьер и форменная одежда персонала должна передавать национальный дух.
- Целевая аудитория. Ресторан должен быть нацелен на определенную социальную группу. Например, строгий классический стиль ориентирован на серьезных посетителей с высоким уровнем дохода. Заведения в стиле поп-арт привлекут молодежь.
- Пожелания заказчика. Зачастую именно заказчик дает идею, от которой отталкивается дизайнер.
- Сроки. При создании дизайн-проекта сроки играют существенную роль. Как и любая работа, дизайн-проект должен быть сделан качественно и в срок.
Грамотный и стильный дизайн интерьера способен объединить две функции: работоспособность каждого квадратного метра и красоту восприятия.
Меню ресторана – это не просто перечень блюд: оно отражает концепцию заведения. Составление меню не следует оставлять на последний момент. При формировании меню учитываются:
- концепция ресторана;
- целевая аудитория;
- себестоимость блюда;
- сезонность продукта;
- источник снабжения;
- анализа спроса.
Дизайн меню необходимо хорошо проработать, чтобы даже при плохом освещении его можно было легко прочитать. В меню стоит выделить фирменные блюда заведения. Рядом с такими блюдами в меню ставят специальные значки или увеличивают картинку рядом с описанием. Но самое главная задача – это предложить клиенту то, что он хочет получить, за реальную цену.
Финансовый план. Сколько стоит открыть ресторан
Для предпринимателя необходимо изначально просчитать все расходы, требуемые для открытия ресторана. Стоимость открытия ресторана во многом зависит от формы заведения. Все расходы на ресторан делятся на стартовые вложения и текущие расходы, которые придется оплачивать ежемесячно.
Чтобы сделать расчет, необходимо дать краткое описание проекта:
- Площадь заведения – 190 кв.м.
- Сотрудники – 12 человек
- Количество посадочных мест – 50 человек
- Расположение – ТЦ
- Меню – итальянская кухня
- Ежедневная посещаемость – 80 человек
- Средний чек – 500 рублей
Первоначальные расходы
Первоначальные расходы | Сумма (тыс.руб.) |
Оформление деятельности | 250.000 |
Ремонт | 700.000 |
Дизайн | 100.000 |
Вывеска | 30.000 |
Оборудование | 1.300.000 |
Мебель | 400.000 |
Посуда | 100.000 |
Прочие расходы | 120.000 |
Оборотные средства | 1.600.000 |
Итого | 4.600.000 |
Ежедневный доход получаем, умножив количество клиентов на средний чек. В среднем он составляет 40 тыс.рублей. Доход в месяц будет составлять 1200 тыс.рублей.
Текущие расходы | Сумма (тыс.руб.) |
Аренда | 130.000 |
Заработная плата | 450.000 |
Продукты | 150.000 |
Алкоголь | 100.000 |
Коммунальные услуги | 60.000 |
Транспортные расходы | 30.000 |
Реклама | 90.000 |
Налоги (УСН 6%) | 40.000 |
Итого | 1.100.000 |
Примерный расчет чистой прибыли в первый год работы:
- Доходы – 14,4 млн.руб.
- Расходы за год – 13, 2 млн.руб.
- Чистая прибыль – 1,2 млн.руб.
- При ежемесячном росте дохода срок окупаемости предприятия составит 2,5 года.
Рентабельность ресторана
Рентабельность ресторанов в России в среднем составляет 10-30%. Несмотря на высокую наценку от 200 до 300% на блюдо, чистая прибыль ресторана не слишком высока. Это объясняется большим списком постоянных расходов. Важно понимать, что результат оборотности можно увидеть только через полгода, а оценить процент рентабельности только после окупаемости заведения, через 2-4 года.
Маркетинговый план ресторана
Для эффективной раскрутки заведения потребуется приложить немало усилий. В ресторанном бизнесе огромная конкуренция, необходимо выделиться среди других, привлечь внимание посетителей.
Способы привлечения клиентов:
- Витрина. Главная цель – стимулировать потенциальных посетителей. Фасад ресторана должен отражать концепцию ресторана и быть хорошо виден издалека. Один из способов оформления витрины – выставление муляжей блюд, которые подаются в ресторане.
- Сарафанное радио. Для того, чтобы его запустить, потребуется привлечь внимание посетителей. Идей для этого множество: большие порции, необычный вид блюда, низкие цены, оригинальная форма сотрудников и т.п.
- Социальные сети. Большая часть посетителей перед посещением сначала находят информацию в соцсетях. В сети стоит постоянно выкладывать фото ваших блюд. Аппетитные фото привлекут внимание потенциальных голодных клиентов. Можно также найти блогеров, которые будут готовы рассказать своим подписчикам о вашем ресторане.
- Желтые страницы и городские порталы. В каждом городе есть издания, которые публикуют информацию о тех или иных точка в вашем городе — ресторанах, музеях, торговых центрах, кинотеатрах. Также есть порталы, где можно оставлять отзывы о заведениях.
- Геолокация. Пользователи привыкли к картам и навигаторам. Необходимо разместить информацию о вашем заведении на Google и Яндекс картах. Важно предоставить потенциальному клиенту все данные: адрес, телефон, время работы.
- Сайт. Это дополнительная возможность привлечь ваших посетителей. Сайт может содержать историю создания заведения, информацию о сотрудниках и меню. На сайте можно также предложить услугу по бронированию столика.
- Реклама в СМИ. Закажите статью о заведении. А после выложите информацию о публикации на сайте и соцсетях.
Заключение
Ресторанный бизнес сегодня – это ниша с высоким уровнем конкуренции. Для успеха в этом бизнесе необходимо грамотно разработать бизнес-план: это поможет вам оценить свои перспективы и преодолеть все трудности. Важно учесть все составляющие: дизайн, аудиторию, средний чек и финансовую часть проекта. Только продумав все детали, вы сможете достичь успеха в ресторанном бизнесе.
Читайте также, как открыть кофейню.
- Прочитать нашу статью Как составить бизнес-план.
- Ознакомиться с другими статьями нашего сайта по открытию бизнеса с готовыми бизнес-планами.
- Скачать готовый бизнес-план по открытию ресторана и сэкономить несколько дней на разработку бизнес-плана самостоятельно.
- Или посмотреть и скачать готовые бизнес-планы других видов бизнеса о которых возможно, вы даже не задумывались, но понравятся вам больше.
- Пройти бесплатный 4х дневный онлайн-марафон-класс «Как создать свой пассивный доход без личного капитала?» где рассказывается Куда вложить деньги, чтобы получать ежемесячный доход. Инструменты + Технология + Штурмовые конструкции.
- Скачать бесплатную книгу «В пяти шагах от финансовой свободы». Посвящается тем, кто готов КАПИТАЛЬНО улучшить свое материальное положение и встать на тропу к финансовой свободе. В ней рассказывается про 5 ключевых этапов, которые снесут стену между Вами и финансовым благополучием.
- Прочитайте бесплатную книгу Наталии Закхайм «Инвесторский подход к бизнесу», а также посетите её страничку «Школа Личность и Капитал» где найдете много бесплатных тренингов и семинаров.