Содержание
- Что такое себестоимость
- Основные факторы снижения себестоимости
- ТОП 7 способов снижения себестоимости
- Как снизить себестоимость – составляем план
- Мероприятия по снижению себестоимости продукции и их последствия
- Заключение
Каждого предпринимателя интересуют вопросы снижения себестоимости продукции – ведь это один из главных критериев оценки работы компании. Главная задача бизнесмена состоит в том, чтобы его продукт занял лидирующие позиции на рынке и давал больше прибыли. Чем дешевле процесс производства, тем больше выручки может получить предприятие
Но сначала нужно разобраться в определении себестоимости и от чего она зависит. Тогда будет понятно, на каких этапах и какими методами можно добиться ее снижения.
Что такое себестоимость
Себестоимостью называют совокупность расходов на производство товаров/услуг, включая продвижение их на рынке. Сумма расходов учитывается как издержки, исчисляется в денежном выражении. Цель бизнеса – снизить затраты на единицу продукта, чтобы товар был конкурентоспособным по цене. На старте бизнеса это особенно важно: нужно быстрее вернуть вложения, добиться выхода на окупаемость.
Снижать расходы нужно, чтобы:
- контролировать финансовую деятельность каждого звена производства;
- увеличить результативность работы руководящих отделов;
- правильно планировать бюджет производства, основываясь на реальном положении дел;
- производить продукт по более низким ценам, не снижая его качества;
- устанавливать цены, которые увеличат прибыль, дадут возможность масштабировать бизнес, сформировать резервный фонд;
- стимулировать работников предприятия материально, решать социальные вопросы.
Снижение себестоимости актуально для любого предприятия, но это особенно важно, если компания испытывает финансовые трудности или стоит на грани банкротства.
Основные факторы снижения себестоимости
Факторы снижения себестоимости – условия, от которых зависит изменение издержек производства. Их можно разбить на внешние (внепроизводственные) и внутренние (внутрипроизводственные). К внепроизводственным относятся факторы, которые не зависят от вида бизнеса. Владелец производства не может оказывать на них прямого воздействия. Это:
- принятие новых законов, постановлений;
- общая экономическая ситуация;
- политическая обстановка в стране и мире;
- цены на сырье, средства производства;
- колебания курсов валют;
- природно-климатические явления и т.п.
Задача для предприятий среднего и мелкого бизнеса – снижать негативное действие этих факторов, стараться извлекать максимальную прибыль независимо от обстоятельств.
Внепроизводственные факторы не получится использовать как основной инструмент изменения расходов.
Цели можно достичь, используя внутрипроизводственные факторы:
- автоматизация процессов;
- сокращение штата;
- уменьшение потерь от брака;
- внедрение передовых технологий.
Читайте также. как посчитать рентабельность предприятия.
ТОП 7 способов снижения себестоимости
Предпринимателю, который хочет повысить рентабельность предприятия, нужно знать, какими какие бывают способы снижения себестоимости. Основные из них:
- Увеличение объема работ, выполняемого сотрудником в единицу времени (производительности труда). Для этого можно стимулировать работников выполнять обязанности быстро и качественно – поменять фиксированную зарплату на сдельно-премиальную.
- Сокращение штата управленческого аппарата. Необходимо оценить результативность работы каждого сотрудника, пересмотреть должностные обязанности, по возможности – совместить несколько позиций.
- Переход на методы работы, основанные на сбережении ресурсов. Чтобы снизить расходы, нужно следить за рациональностью расходования материалов, электроэнергии, других ресурсов. Стоит обновить технический парк, закупив энергосберегающие машины/механизмы, призвать сотрудников к экономии электричества, воды и т.п.
- Переобучение, повышение профессионального уровня персонала. Нужно следить за своевременным обучением работников новым методам работы, направляя их на курсы, семинары, конференции и т.п.
- Автоматизация операций, применение передовых методов, новых инструментов для работы. Выгода от замещения ручного труда на машинный очевидна: увеличивается производительность, возрастает объем продукции. За счет снижения расходов на заработную плату уменьшается себестоимость.
- Смена партнеров. В каждом бизнесе задействованы разные компании: поставщики сырья, комплектующих, транспортные организации и т.п. Надо стремиться к тому, чтобы взаимодействие с ними было выгодным, вело к снижению себестоимости. Например, многие поставщики имеют программы лояльности для постоянных покупателей. Стоит изучить предложения, чтобы выбрать наиболее отвечающие целям снижения издержек бизнеса.
- Снижение количества брака. Бракованный товар, не отвечающий критериям качества, может появиться на любом предприятии. Нужно найти причины, свести их воздействие к минимуму.
Как снизить себестоимость – составляем план
Чтобы понять, как можно снизить себестоимость и повысить доходность предприятия, нужно разработать четкий план действий, направленных на уменьшение издержек. Предварительно требуется получить всю информацию о расходах бизнеса. При этом важно учесть каждую мелочь. Часто бесконтрольные траты вырастают в серьезную нагрузку на бюджет предприятия.
Затем все расходы по отношению к объему производства нужно разделить на условные категории: переменные и постоянные. Их учет – обязательное условие расчета себестоимости продукции. Анализ этих показателей важен для выявления «точки окупаемости» бизнеса, определения степени выгоды выпуска того или иного вида товаров.
Переменные затраты: Зависят от объемов производства. | Постоянные затраты: Уменьшаются с увеличением объемов продукции, возникает эффект масштабирования. |
Выплата зарплаты производственному персоналу. | Арендная плата |
Оплата услуг транспортных компаний. | Зарплата административных работников |
Энергоресурсы. | Оплата налогов и сборов |
Закупка расходных материалов, сырья | Организационные расходы |
Получив все данные, можно приступать к составлению плана по снижению себестоимости. В нем учитывается, как можно снизить расходы на каждый вид затрат. Для этого нужно:
- Рассчитать уровень снижения расходов на единицу товара в процентном выражении.
- Разработать список действий, направленных на экономию бюджета.
- Определить сроки и выбрать сотрудников, которые будут отвечать исполнение плана.
- Запланировать возможную прибыль от внедрения каждой из мер в денежном выражении.
Можно привести простой пример: если закупать более дешевые канцтовары или в меньшем количестве, качество работы, скорее всего, не ухудшится, а экономия будет существенной.
При осуществлении плана нужно организовать контроль за его выполнением. Без этого все шаги по снижению себестоимости будут напрасными. Только так руководитель получит полную картину происходящего, поймет, какие пункты плана дают наибольший эффект.
Нужно учитывать, что снижение издержек должно быть системным и спланированным. Нельзя заниматься этим вопросом время от времени, не имея четкой цели. Необходимо наладить финансовый учет, улучшить управление инвестициями, действиями сотрудников, закупками.
Мероприятия по снижению себестоимости продукции и их последствия
Мероприятия по снижению себестоимости продукции будут отличаться для различных производств. Но общие меры применимы для любых предприятий. Основные шаги:
- Улучшение технического оснащения – компьютеризация, автоматизация и т.п.
- Внедрение новых методов управления – установка специального программного обеспечения, например.
- Уменьшение фонда заработной платы. Контроль рабочего времени, сокращение сотрудников, изменение штатного расписания и должностных инструкций.
- Сокращение количества менеджеров, повышение результативности работы оставшихся, экономия фонда зарплаты.
- Уменьшение потерь от простоев оборудования, исправления брака.
- Изменение/расширение ассортимента, укрупнение производства, кооперация.
- Улучшение обслуживания основных производственных процессов.
- Плановое увеличение производительности должно опережать повышение оплаты труда, тогда себестоимость снизится.
- Рост объемов продукции.
- Рациональное расходование энергоресурсов.
Есть устойчивая связь: уменьшение себестоимости – снижение цены на товар – повышение продаж – увеличение прибыли бизнеса.
Кроме повышения финансовых показателей. на предприятии результаты принятых мер также будут заметны: изменится отношение персонала к работе, люди будут заинтересованы в более результативном труде. При использовании современного оборудования труд облегчается, повышается безопасность сотрудников.
Постоянное проведение таких мероприятий позволяет руководству наладить работу всех участков и отделов с максимальной отдачей и добиться, чтобы производство приносило высокую прибыль.
Заключение
Когда руководство принимает решение снизить себестоимость товаров, первое, на что оно делает упор – экономия. Она должна касаться всех подразделений предприятия. В результате может снизиться материалоемкость, трудоемкость производства и фонд оплаты труда.
Принимая меры по снижению издержек нужно следить, чтобы не страдало качество продукции, иначе экономия не целесообразна. Но если разработать грамотный план, просчитать последствия его внедрения, конкурентоспособность продукта повысится, а вместе с ней вырастет прибыль предприятия.
Читайте также про устройства, позволяющие экономить.