Содержание
- Кофейня как бизнес: индивидуальное заведение или франшиза – что выбрать
- Шаг 1. Открытие кофейни: регистрируем бизнес
- Шаг 2. Как открыть кофейню: выбираем место и помещение
- Шаг 3. Открытие кофейни с нуля: закупаем оборудование и сырье
- Шаг 4. Подбираем персонал для кофейни
- Сколько стоит открыть кофейню: доходы и рентабельность
- Риски бизнеса
- Альтернативные форматы бизнеса
Посидеть за чашечкой кофе в уютной кофейне любят жители мегаполисов и небольших городов. Сегодня это очень востребованное заведение, которое пользуется популярностью в любом населенном пункте. И начать бизнес в такой нише не только выгодно, но и не слишком сложно.
Даже в Москве действует чуть больше 100 кофеен, не говоря уже о провинции. Ниша практически свободна и инвестиции в бизнес не слишком высоки. Достаточно изучить рынок и правильно выбрать место для заведения, чтобы бизнес успешно работал и приносил доходы.
Кофейня как бизнес: индивидуальное заведение или франшиза – что выбрать
Открывать бизнес на кофейне можно по франшизе и самостоятельно с нуля. Выгоды работы с сетевыми операторами очевидны:
- известный бренд;
- возможность быстро приобрести клиентов;
- возможность делать закупки оптом;
- узнаваемость предложенного меню.
Но минус в работе по франшизе – дополнительные расходы и отсутствие «изюминки», которая может привлечь людей.
Для индивидуальных кофеен, которых становится все больше, характерны такие положительные моменты:
- возможность реализовать творческую идею;
- сэкономить финансы;
- быстро устранить ошибки.
Однако своя кофейня потребует от предпринимателя гораздо больше сил и времени, так как начинать дело с нуля всегда сложно.
Шаг 1. Открытие кофейни: регистрируем бизнес
Регистрация бизнеса – один из первых шагов, которые нужно сделать. Можно выбирать ИП или ООО. Главное, правильно оформить все документы с указанием кодов ОКВЭД. Нужно использовать следующие коды: 56.10 (Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания) и 56.30 (Подача напитков).
В итоге у вас должны быть:
- свидетельство о регистрации;
- уведомление об открытии (его необходимо представить в Роспотребнадзор);
- договора на поставку электроэнергии, вывоз мусора, отопление, горячую и холодную воду;
- разрешения от СЭС и Госпожнадзора;
- разрешение на установку рекламной конструкции (вывески);
- санитарные книжки персонала.
Кроме того, необходимо будет оформить уголок потребителя, в котором должны быть копия свидетельства о регистрации, книга жалоб и предложений, закон о защите прав потребителя и правила торговли и оказания услуг.
Шаг 2. Как открыть кофейню: выбираем место и помещение
У многих жителей мегаполисов кофейня ассоциируется с Францией и ее культурой. Запах свежего кофе, круассаны, хрустящие багеты и воздушные пирожные мало кого могут оставить равнодушными. К тому же, спокойная обстановка и современный интерьер делают такие точки местом деловых встреч, семейного отдыха, встреч влюбленных.
Лучшее место для заведения подобного рода – центр города или улицы, по которым в вечернее время любит прогуливаться молодежь. В таких точках общепита можно просто заказать чашечку кофе, обсудить насущные проблемы, не впадая в излишние расходы. Поэтому их с удовольствием посещают старшеклассники, студенты и молодые люди до 25 лет.
Будет неплохо, если ваше заведение расположится рядом с каким-либо институтом или офисными зданиями. А так как женщин кофейни привлекают гораздо больше, чем мужчин, можно выбрать здание рядом со SPA или парикмахерской.
Не рекомендуется арендовать помещение в спальных районах, так как здесь не бывает большого количества посетителей подобных заведений. Возможно, потому что люди стремятся сменить обстановку и уехать туда, где из окон открывается красивый вид на набережную, площадь, памятники архитектуры и т.п. Спальные районы с их узкими тротуарами, улицами, «загруженными» автомобилями, не способствуют созданию романтического настроения и хорошему отдыху.
Шаг 3. Открытие кофейни с нуля: закупаем оборудование и сырье
Пока оставим в стороне открытие кофейни по франшизе и поговорим об организации индивидуального заведения. Какое оборудование выгоднее для него покупать?
В первую очередь необходимо продумать закупку оборудования для приготовления кофе — кофемашины. Наиболее приемлемый вариант — кофемашины-полуавтоматы, так как именно они сравнительно недороги и надежны в эксплуатации. Стоит подумать о приобретении итальянских марок: Rancilio. Franke, Faema. Особое внимание стоит обратить на La Cimbali, которая по праву считается лучшей и затраты на нее окупаются сполна.
Конечно –идеальный вариант для кофейни — суперавтомат. Но цены на них слишком высоки и начинаются от 8 тыс. зеленых. Поэтому подобная машина окупится не скоро.
Ниже приведена таблица, в которой представлены примерные расчеты расходов на оборудование.
№ | Наименование оборудования | Сумма (руб) |
1 | Кофемашина | 160 000 |
2 | Кофемолка | 45 000 |
3 | Смягчитель воды | 12 600 |
4 | Холодильник-витрина | 190 000 |
5 | Оборудование для кондитерского цеха | 630 000 |
Итого | 1 037 600 |
Можно использовать альтернативный вариант – аренду всего оборудования. Ее, допустим, предоставляет компания Иония.
Цены на кофе — зерна начинаются от 1000 рублей за килограмм. В месяц вам потребуется не менее 20 кг. кофейных зерен.
Еще одна статья расходов – приобретение мебели и посуды. В провинциальных городах можно уложиться в 50-60 тысяч рублей, открывая кофейню на полсотни посадочных мест. В Москве цифра вырастет приблизительно в два раза.
Шаг 4. Подбираем персонал для кофейни
Организационная структура кофейни включает также подбор персонала. Персонал лучше брать с опытом, особенно это касается повара и кондитера. Но в целом вам будет достаточно 4-5 человек, выполняющих различные функции.
№ | Должность | Зарплата (руб) |
1 | Управляющий | 25 000 |
2 | Повар | 15 000 |
3 | Кондитер | 15 000 |
4 | Бариста | 12 000 |
5 | Официант | 12 000 |
Итого 79 000 рублей
Впрочем, услуги официанта, возможно, вам не понадобятся. Если кофейня небольшая, то его может заменить бариста или клиенты могут забирать кофе и сладости сами.
Сколько стоит открыть кофейню: доходы и рентабельность
Организационная структура кофейни – ремонт, закупка мебели, оборудования и т.п. Говоря о вложениях в бизнес, нужно отметить, что затраты в регионах и столице разнятся в 2-3 раза. Но мы постараемся рассмотреть инвестиции в обычном провинциальном городе, в котором проживает несколько сотен людей.
№ | Статья расходов | Сумма (руб.) |
1 | Аренда | 50 000 |
2 | Оборудование | 1 307 600 |
3 | Мебель и посуда | 60 000 |
4 | Реклама | 25 000 |
5 | Документы | 20 000 |
Всего | 1 462 600 |
Вероятнее всего, придется делать ремонт, который обойдется в 400 – 500 тысяч рублей и не менее 50 000 отложить на непредвиденные расходы. То есть входить в бизнес можно будет примерно с 2 000 000 рублей.
Теперь поговорим о рентабельности заведения. Она будет достигнута только в том случае, если его ежедневно будет посещать не менее 200 человек. При среднем чеке в 250 рублей в месяц можно заработать около 1 500 000 рублей. После вычета всех налогов, арендной и заработной платы, расходов на сырье получится чистый доход. Обычно бизнес окупается после 3-4 месяцев работы.
Риски бизнеса
Чтобы понять, надо ли открывать заведение или нет, стоит присмотреться, насколько развить в городе в регионе ресторанный бизнес. Если точки общепита со средней ценовой категорией имеют хорошую клиентскую базу – можно говорить об открытии кофейни. Но все же риски довольно высоки.
Риск 1. Низкая платежеспособность населения, что особенно актуально для небольших городов. Здесь, чтобы посидеть за чашкой кофе, нужно отнести зарплату за весь день или даже три. Снижать цены опасно. Это может привести к краху бизнеса. Выход – искать клиентов с более высокими доходами с помощью рекламы и маркетинговых ходов.
Риск 2. Рост цен на кофе. В связи с постоянным ростом доллара такая ситуация вполне возможна. Тогда придется переходить на более дешевые аналоги.
Риск 3. Конкуренция. Вполне возможно, что вблизи вашей точки со временем откроются другие заведения общепита, которые будут пользоваться большей популярностью. Помогут здесь новые уникальные предложения, которые смогут заинтересовать население, дополнительная реклама.
Риск 4. Плохое обслуживание. Вы можете нанять персонал без опыта или недобросовестных сотрудников, которые не смогут качественно обслужить клиентов. Чтобы избежать подобной ситуации, возможно, придется ввести штрафы.
Риск 5. Быстрый износ и поломка оборудования. Чтобы избежать риска, во-первых, нужно покупать качественную кофемашину, во-вторых — иметь человека, к которому можно будет быстро обратиться в случае поломки и получить квалифицированную помощь.
Альтернативные форматы бизнеса
Когда вы хотите сэкономить или открыть заведение попроще, вам можно подумать о «Кофейне для завтрака» в спальном районе, куда посетители могут зайти, спеша на работу, чтобы перекусить. Вы можете им предложить чашку эспрессо или американо, несколько видов сэндвичей и гамбургеров, булочки и недорогие пирожные. В такой нише очень низкая конкуренция и инвестиций она требует небольших.
Еще одна альтернатива – заведение типа «Кофе с собой», открыть которое еще проще. Обычно оно представляет собой киоск, расположенный в месте с высокой проходимостью или даже стойку в торговом центре. Здесь не нужны посадочные места, а из персонала достаточно одного баристы. В ассортимент можно включить несколько видов кофе, а также другие напитки, легкие закуски, выпечку.
Когда после нескольких месяцев работы – поиска помещения и его ремонта, беготни по кабинетам и прочих дел, связанных с открытием кофейни, вы, наконец, поймете, что все позади – не спешите расслабляться. Даже если к вам уже пришли посетители, которых устраивает все – начиная от оригинального дизайна до цен — еще рано праздновать победу.
Уверены ли вы в том, что закупили качественное оборудование, что оно не сломается в самый ответственный момент? Хороших ли выбрали поставщиков? Тщательно ли продумали меню? Не склонен ли к воровству персонал, не лучше ли еще установить камеры во избежание неприятных моментов?
Перед вами будет стоять еще не один вопрос, требующий быстрого решения. Но все же вас будет успокаивать то, что главное вы уже сделали – открыли перспективный бизнес, о котором давно мечтали. Надеемся, что это правильный выбор и ваше дело принесет вам доход и моральное удовлетворение. Удачи вам в вашем деле!