Содержание
- Краудфандинг: что это?
- Что нужно, чтобы провести успешный краудфандинг
- Краудфандинг площадки
- Краудфандинг в России
- Примеры удачных сборов краудфандингом
Иногда проекты требуют серьезных вложений, которых у инвестора нет. Где найти денег на бизнес или инвестиционный проект? Кроме традиционных банковский займов, есть еще один проверенный и перспективный способ — краудфандинг.
Краудфандинг: что это?
Давайте разберем, что такое краудфандинг. Предположим, вы – человек, у которого есть гениальная (хорошо, просто замечательная) идея, но на ее реализацию нужны средства. Идея – есть, денег – нет. Но зато есть люди, которые могут выделить на воплощение вашей идеи определенную сумму из личных средств. Зачем им это нужно – об этом чуть дальше. А пока мы допускаем, что они эти деньги готовы инвестировать. Вот это и называется краудфандингом.
Собственно, это слово так и переводится – «народное финансирование». Некоммерческий банк, состоящий из множества «субъектов, от которого можно получить кредит. Ежегодно в краудфандинге собираются десятки миллиардов долларов! Эта цифра отражает мировой масштаб, но все равно впечатляет. Причем с каждым годом сумма возрастает на порядок.
Идея собрать с миру по нитке не нова... Вместе всегда проще осилить крупную задачу. На Руси в деревнях новый дом для молодой семьи строили «всем миром» — складывались не деньгами, а трудом. Если говорить о денежных «кредитах», то давным-давно так издавались книги. Печатание было делом недешевым, поэтому книгу издавали только тогда, когда уже имелись люди, готовые ее купить (и подтвердившие свою готовность финансами).
Самыми «историческими» примером краудфандинга остаются два архитектурных монумента – Статуя Свободы в Америке и памятник Минину и Пожарскому в России. Оба построены на средства «народного финансирования».
Дальше идею подхватили музыканты – объявляли сбор средств для записи новых альбомов, гастрольных туров. Вообще идея оказалась супер-ценной для представителей творческих профессий – художников, писателей, создателей кинофильмов.
Позже краудфандингом стали пользоваться изобретатели и бизнесмены, руководители социальных проектов, благотворительные организации и даже политические партии. Как видите, сфера применения «народного финансирования» практически безгранична.
Более того, для краудфандинга не важны ни возраст автора проекта (единственное, он должен быть совершеннолетним), ни место проживания, ни тем более нюансы типа национальности и пола. Каждый участник краудфандинга имеет равные шансы на успех. И только от него самого зависит, насколько привлекательной окажется его идея для потенциальных спонсоров, насколько хорошо и красиво он сможет ее показать.
Все проекты максимально открыты. Это касается как авторов (он называет не только цель проекта, но и необходимую сумму, которую ему требуется собрать за определенное время), так и доноров (они имеют доступ к отчетам о продвижении проекта).
Ограничения для участия в краудфандинге невелики. Возраст (об этом мы упоминали выше), работа только с собственным проектом, соответствие законам государства и использование собранных денег только по заявленному назначению.
Вместе с тем краудфандинг еще не гарантирует успеха.
Что нужно, чтобы провести успешный краудфандинг
Словно кулинарное блюдо, проект можно подать красиво, выгодно и привлекательно, а можно – провально. Давайте разберем, что нужно знать для красивой подачи нашего «блюда».
- Убедительность. Доводы автора проекта должны быть серьезными и внушительными. Пусть их будет немного! Здесь важно качество, а не количество.
- Ценность. Необходимо показать, чем ценен проект, какую пользу он принесет людям вообще и донору (инвестору) в частности.
- Сроки. Проект, который четко расписан по срокам, выглядит более реальным, чем аналогичный, но «бессрочный».
- Сообщество. Очень полезно создать соответствующее сообщество до начала краудфандинговой кампании. Например, группу в соцсетях. Инвесторам будет понятно, что вы начинаете не с пустого места.
- Мотивация. Донор, который соглашается помочь проекту, морально готов к тому, что он вносит деньги безвозмездно. Однако любому человеку приятно получить вознаграждение. Его нужно заранее продумать и обязательно разместить в описании проекта. Вознаграждение может быть чисто символическим или даже ничего не стоящим для автора проекта (электронная версия книги или фильма).
- «Помощь друга». Главная задача успешности проекта – чтобы о нем узнало как можно больше людей. А как этого добиться? Проявлять активность самому (рассказывать о проекте в соцсетях). А еще лучше привлечь к этой задаче друзей. Тогда количество «забрасываемой» информации увеличится многократно. Можно использовать СМИ. Это круто, но, скорее всего, дорого.
- Качественное оформление материалов. Снимите хорошее видео на 2- минуты, где расскажите суть вашего проекта. Подберите красивые иллюстрации. Качество текста тоже должно быть на высоте.
- Место встречи. Найдите подходящую для ваших целей площадку или платформу.
Краудфандинг площадки
Они делятся на две большие группы – российские и зарубежные.
Две самые крупные международные платформы — Kickstarter.com и Indiegogo.com.
Первая платформа в основном направлена на жителей США, хотя доступна и для других стран. Большую часть проектов на второй платформе занимают представители европейских стран.
Российские краудфандинговые площадки по массовости и объемам инвестиций пока уступают зарубежным, но и они собирают множество успешных проектов. Лидерами российского краудфандинга стали Boomstarter и Planeta.ru.
Planeta.ru была создана тремя музыкантами для предварительного заказа альбомов их группы. Позже выросла в полноценную краудфандинг-площадку.
Сейчас «Планета» предлагает сбор финансирования в 24 категориях – в основном это «социалка», творчество и стартапы. Чтобы получить выплату, необходимо полностью собрать заявленную сумму. За исключением социальных программ, сервис берет комиссионные проценты.
Planeta.ru имеет собственную школу краудфандинга, занятия в которой бесплатны.
Boomstarter продвигает в основном творческие проекты по 13 категориям (общество, издания, театр, фильмы/видео, дизайн, музыка, игры, искусство, мода, фотография, еда, хореография, технологии,). Самые популярные – это музыка и видео.
Boomstarter имеет институт кураторства – если идея автора покажется владельцам платформы интересной, то куратор (чаще всего партнер из СМИ) будет продвигать ее, используя дополнительные ресурсы.
Краудфандинг в России
Перспективная и развивающаяся идея краудфандинга в России имеет некоторые национальные особенности.
- Во-первых, россияне уже генетически насторожены к любым вложениям денег. Даже при том, что идея краудфандинга изначально предполагает спонсорство. Этим и отличается краудфандинг от инвестирования – здесь во главу угла ставится не прибыль и даже не возврат вложенных средств, а содействие интересной, важной и нужной людям идее.
- В-вторых, краудфандинг как реальное явление российской действительности очень молод – ему от силы лет 10-12. Поэтому многие просто мало что о нем знают – как авторы, так и потенциальные доноры. Но чем больше людей, заинтересовавшись возможностью, приходят в краудфандинг, тем большие показатели отражаются в цифрах реализованных проектов. И цифры эти растут в геометрической прогрессии.
Кстати, сами владельцы краудфандинг-площадок вносят свою лепту в просвещении россиян – Planeta.ru имеет собственную школу, а Boomstarter разработал бесплатный онлайн-курс по основам инвестирования.
Примеры удачных сборов краудфандингом
В России самыми успешными становятся проекты, связанные с творчеством и социальной направленностью.
Так, одним из самых успешных проектов краудфандинга стал сбор средств на фильм «28 панфиловцев». При заявке 300 тысяч рублей было собрано более 3 миллионов рублей.
На 276% был перевыполнен порог сбора средств на перезапуск Colta.ru – сайта о культуре и обществе, который позиционирует себя как «фактически единственный общественный СМИ в России».
В других странах, освоивших краудфандинг раньше, самые успешные сборы делают технологические стартапы.
Одной из специфических разновидностей краудфандинга в сфере криптовалют стали ICO. В рамках ICO-проектов блокчейн-стартапы собирают средства на запуск и развитие своих продуктов в обмен на собственные цифровые токены. В случае успеха такие инвестиции приносят доходность в сотни и тысячи процентов.
Отсутствие средств — не повод отказываться от осуществления проекта. История знает немало примеров сверхуспешных запусков, которые проводились полностью на заемные деньги.