Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция


Если вы начинаете бизнес-проект или открываете собственное дело, важно правильно его спланировать. Это позволит оценить затраты и правильно рассчитать потенциальный доход, чтобы избежать промахов и даже банкротства в дальнейшем. Опытные бизнесмены считают, что грамотный бизнес-план — основа любого проекта.  

Бизнес- планом называют документ, который показывает перспективы и потенциальную прибыльность стартапа в цифрах.

Содержание

  • Как бизнес-план помогает инвесторам понять, куда вложить деньги
  • Как выбрать бизнес при помощи бизнес-плана
  • Структура бизнес-плана
  • Составление и заполнение разделов на примере бизнес-плана продуктового магазина
  • Ошибки при составлении бизнес-плана
  • Полезные советы, как составить бизнес-план

Как бизнес-план помогает инвесторам понять, куда вложить деньги

Если инвестор ищет, куда вложить деньги, а вы ищете инвестора в новый проект, договориться о вложениях и получить нужную сумму поможет бизнес-план.

Кроме инвестора, бизнес план необходим:

  1. Самому владельцу проекта, чтобы понять, будет ли он успешен хотя бы в теории.
  2. Банковским учреждениям для того, чтобы оценить перспективы проекта и выдать кредит.
  3. Государственным органам, если речь идет о тендерах и грантах.
  4. Будущему персоналу, которому план поможет лучше понимать задачи и перспективы работы в компании.

Бизнес-план должен быть грамотным, реалистичным и содержать только проверенные цифры. Иногда предприниматели приукрашают цифры в бизнес-планах, чтобы привлечь инвесторов, но здесь важно не переусердствовать. Для инвесторов ценность бизнес-плана повышает красивая компьютерная презентация.

бизнесмен

И еще один момент — составлять бизнес план автомойки или любого другого коммерческого предприятия можно самостоятельно, но для этого придется изучить массу документов и уже готовые образцы. С другой стороны, так начинающий бизнесмен лучше разберется во всех нюансах и трезво оценит перспективы бизнеса.  Другой путь — обратиться в специализированные компании, оплатив их услуги. Стоимость разработки бизнес-плана может начинаться от 1 тысячи долларов и достигать десятков тысяч долларов.

Как выбрать бизнес при помощи бизнес-плана

Бывает, что бизнес-план демонстрирует плохие перспективы проекта. В таком случае  разработка нескольких бизнес-планов покажет начинающему предпринимателю, как выбрать бизнес, который окажется прибыльным, и избежать убытков. Не секрет, что большинство новых бизнес-проектов оказываются нерентабельными и закрываются в течение первых 3 лет. Поэтому на начальном этапе разумно потратить время и деньги на разработку грамотного бизнес-плана. Это гораздо лучше, чем потерять на разработке бесперспективного проекта несколько лет жизни и весь стартовый капитал.

Структура бизнес-плана

Бизнес-план — объемный документ со сложной структурой, ведь в нем много цифр и расчетов. В то же время, он должен быть понятным потенциальному партнеру или финансисту. По объему бизнес-план обычно занимает от 20 до 70 страниц, и только на изучение плана требуется немало времени. Дополнительные материалы и презентация отводятся в приложения. Универсального стандарта для всех случаев не предусмотрено, но есть общие рекомендации к структуре и содержанию.

Классический документ включает в себя следующие разделы:

  • резюме или аннотация;
  • описание товара (услуги), которую планируется предоставлять клиентам;
  • анализ существующего положения дел на рынке сбыта;
  • маркетинговая стратегия и кампания;
  • производственный план;
  • организация продаж (финансовая часть);
  • перспективы и результаты.

Специалисты рекомендуют перед началом заполнения разделов собрать максимум информации:

  • количественные показатели по конкретной отрасли рынка;
  • информация о действующих конкурентах;
  • варианты продвижения собственных услуг либо товаров;
  • сведения о налогах и сборах;
  • ресурсы, необходимые для запуска и поддержки проекта (финансовые, человеческие, временные и другие затраты).

Все это необходимо для составления грамотного бизнес-плана.

Как составить бизнес-план

Составление и заполнение разделов на примере бизнес-плана продуктового магазина

Теперь рассмотрим более подробно, что входит в бизнес план продуктового магазина или другой проект.
Любой бизнес-план начинается с резюме или аннотации. Аннотация — это краткое изложение (выводы). Пишутся они в самом конце, но именно их просматривают в первую очередь, чтобы оценить общую привлекательность идеи без большого количества цифр и подробностей. Большая часть потенциальных партнеров и инвесторов не читает дальше этого раздела.

В резюме описывается, какие ресурсы необходимы и в каком количестве. Здесь приводятся цели документа, сжатое описание бизнеса, конкурентные преимущества.
Дальше начинается непосредственно бизнес план.

Рассмотрим основные разделы:

  • Анализ идеи с целями и задачами. Большинство экспертов рекомендуют проводить так называемый SWOT-анализ. Эта аббревиатура означает 4 основные составляющие: сильные и слабые стороны, возможные угрозы бизнесу и перспективы. Например, сильными сторонами могут стать невысокие цены и востребованность продуктов в любом спальном районе, а угрозами — большое количество конкурентов  - других продуктовых магазинов в этом районе, соседство дешевых гипермаркетов, возможные кражи товара.
  • Информация о товаре (услуге, продукте). Здесь нужно подробно описать будущий товар и его применение. Если необходимо получать лицензии или патенты на производство, то это указывается здесь. Также нужно прописать уникальность продукта. Раздел заполняется на основании предварительно подготовленной информации об основных и дополнительных видах предстоящей продукции, поэтому желательно приложить фотоотчет их образцов. Укажите, в какие часы будет работать ваш магазин, какие скидки/акции вы планируете проводить, какой ассортимент товаров будет представлен и чем он отличается от ассортимента соседних магазинов.
  • Анализ существующего рынка. Без маркетинговой компании не начинается ни один серьезный бизнес. Составляя план, опишите потенциального потребителя, проанализируйте перспективы рынка, слабые и сильные стороны конкурентов, а также оцените общую рыночную ситуацию в конкретном сегменте. Маркетинговый раздел поможет добиться доверия у инвестора, а для этого следует подробно изучить ценообразование, варианты продвижения товара и способы стимулирования объемов продаж. Маркетинговый план должен отвечать на ряд вопросов: каких основных конкурентов можно указать на рынке, какие методы продвижения уже используются конкурентами, будут ли применяться прямые продажи, холодные звонки, мерчендайзинг и пр. Если речь идет о сезонном бизнесе, то необходимо понимать, как работать в период холодного сезона. Для продуктового магазина достаточно указать, какие магазины есть вокруг, какую ценовую политику они проводят, и где предпочитают покупать продукты жители этого района — в магазинах у дома, в крупных сетевых гипермаркетах, на рынках.
  • Производственный план. Здесь речь пойдет обо всем, что связано с производственными вопросами. Должна быть приведена информация о необходимых производственных площадях и оборудовании, о том, какие потребуются помещения, а также:
  1. схема расположения помещений;
  2. сведения об оборудовании;
  3. арендаторы и субподрядчики;
  4. поставщики сырья.

Если проект не предполагает производства, этот раздел не заполняется. В других случаях полезно приложить схему всего производственного процесса, которую можно сделать дополнением к плану. Для продуктового магазина достаточно указать площадь помещения, его схему и количество оборудования — полок, стеллажей, весов, холодильников, кассовых аппаратов и т.д, а также наличие кухни или кулинарии, где из полуфабрикатов будут делать готовые к употреблению блюда.

продуктовый магазин

  • Управленческий персонал и организация бизнеса. В разделе составитель описывает, каким будет руководящий состав предприятия и уровень его вознаграждения. Также из этого раздела потенциальный партнер должен понять, откуда возьмутся клиенты.
  • Требуемые ресурсы. Один из главных вопросов, волнующих любого инвестора первым делом — это требуемые инвестиции. Нужна подробная детализированная информация об объемах капиталовложений, форме и способах их получения, а также сроках возврата средств.
  • Финансовый план (он же бюджет). Этот раздел — подробная смета, в которой нужно разложить все поступления и затраты. Оптимально, если он будет выглядеть в виде таблицы, где можно разнести постоянные и периодические издержки,  капитальные и оборотные активы. Как только эти цифры известны, на их основании рассчитывается точка безубыточности — объем продаж, при котором доходы покроют текущие затраты на ведение бизнеса. Все последующие продажи выведут предприятие в плюс. К примеру, текущие издержки составляют 100 тысяч рублей в месяц, а торговая наценка на единицу продукции — 1000 рублей. Это означает, что для достижения безубыточности потребуется продавать в месяц 100 единиц продукции. Для продуктового магазина нужно указать общий объем продаж в месяц, при котором предприятие выйдет на точку безубыточности.

Здесь же учитывается понятие амортизации —  переноса части стоимости основных средств на цену товара или услуги, в создании которой они принимают участие. Важно учесть все расходы, включая заработную плату, налоговые отчисления, которые для некоторых видов бизнеса могут быть весьма внушительными (к примеру, земельный налог с больших площадей, налог на прибыль, НДС и т.д.).

  • Перспективы и результаты бизнеса. Предприниматель должен предусмотреть несколько сценариев развития — как минимум, оптимистический и пессимистический. Раздел должен содержать подробное и реалистичное описание всевозможных сценариев, чтобы каждый инвестор мог оценить перспективы бизнеса.

Заполняйте все разделы подробно и аккуратно. Лучше обойтись без спешки и перепроверить все цифры.

Ошибки при составлении бизнес-плана

Несколько распространенных типичных ошибок начинающих бизнесменов могут погубить проект еще на стартовом этапе.

Рассмотрим их подробнее:

  • написание плана в качестве сочинения. Надо помнить, что это финансовый документ. Используйте максимум аналитической информации, сведя повествовательное изложение к минимуму;
  • отсутствуют конкретные временные рамки достижения окупаемости проекта. В плане должны присутствовать долгосрочные цели (на год и более), а также краткосрочные — от месяца до квартала и полугодия;
  • завышение финансовых показателей (другими словами, применение только оптимистического сценария). Нужно трезво учитываать все потенциальные риски и сложности при составлении бизнес-плана;
  • использование ненадежных источников сведений при анализе рыночной ситуации. Сейчас многие данные берутся прямо из интернета — выбирайте проверенные сайты или закажите аналитику у профессионалов;
  • переизбыток лишней информации. Документ должен быть составлен четко по делу, поскольку партнеры хотя видеть сухую конкретику, а не «воду».

Возьмите образцы бизнес-планов и сравните их со своим документом. Они должны отличаться, но быть написаны в одном стиле и иметь похожую структуру.

Вот пример бизнес-плана автомойки 

avtomoyka s magazinom

Полезные советы, как составить бизнес-план

В конце бизнес-плана его можно подкрепить различными дополнениями. Это может быть грамотно выполненная цветная презентация, свидетельство о регистрации торговой марки или бренда, копии договоров аренды, заключение банка о возможности выдачи кредитных средств и так далее.

А вот советы опытных составителей:

  1. Грамотное резюме будет основным фактором успеха, несмотря на то, что пишется оно уже последним. В нем должны кратко, но конкретно быть изложены стратегия проекта, его видение автором, преимущества перед другими участниками рынка.
  2. Укажите наименование предприятия, его уставный капитал, организационную форму ведения бизнеса. Важно дать понять инвестору, будет ли проект кардинально новым, или это расширение старого предприятия.
  3. Качественно анализируйте рынок. Для этого нужно составить портрет потребителя, иметь представление о его неудовлетворенных потребностях. Должно быть понимание того, почему он согласится платить за Ваш товар.
  4. Подробно расскажите о продукции, опишите ее основные конкурентные преимущества. Укажите, где будет закупаться сырье для производства или уже готовые товары.
  5. Подробное описание производственного и организационного процесса будет свидетельством профессионально подготовленного документа. Укажите количество персонала, их навыки и квалификацию, затраты на оплату труда. Можно вложить резюме управленцев, бухгалтеров и ведущих менеджеров по продажам.
  6. Расходы и финансовые показатели, связанные с деятельностью компании, особенно интересуют инвесторов. Нужно предположить, каких продаж предприятие сможет достичь через 3 года с начала своей деятельности — это свидетельствует о наличии долгосрочной стратегии развития.

Чтобы понять, где найти инвестора в строительство или любой другой бизнес, составьте грамотный бизнес-план. Сначала ознакомьтесь с несколькими вариантами в качестве образца, но не стоит бездумно копировать чужие бизнес-планы. Главная цель любого бизнес-плана — описать перспективы вашего проекта максимально полно и реалистично, и копирование чужих документов не поможет вам в этом.

Где и Как Заработать .RU © Gdeikakzarabotat.ru 2013-2017 | Все права защищены. Полное или частичное использование материалов без согласия автора и прямой индексируемой гиперссылки на сайт gdeikakzarabotat.ru запрещено. Нарушитель может быть привлечен по действующему законодательству РФ, в том числе по статье 1250 ГК РФ и статье 146 УК РФ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МЕРКУЛОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИНН 482613321520 ОГРНИП 307482214900101, Юр. адрес: 142007, Московская обл, Домодедово г, Авиационный мкр, Звездная ул, дом № 8, Фактический адрес: 398042, город Липецк, Универсальный проезд, д. 14.


Инвестирование и заработок в интернете сопряжено с определенными рисками. Все материалы (обзоры, статьи и т.д.) сайта носят исключительно ознакомительный (информационный) характер и не расцениваются как призывы к действию. Администрация сайта и авторы публикации не несут ответственности по материалам описанных в этом ресурсе.

Где и Как Заработать .RU © 2018   ·   GdeIkakzarabotat.ru Наверх
banner